уЗ "МОДБ"

Суицидальное поведение подростков

По данным Всемирной организации здраво-охранения, суицид является второй по частоте причиной смерти в подростковом и юношеском возрасте. Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего, от родителей, и у них только начинается процесс самоопределения, поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят им в голову. Но бывают и исключения: ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства

Подростковые и детские суициды в последнее время в мире являются одной из актуальных проблем. Несмотря на большое количество научных и популярных работ, посвященных указанной тематике, статистические показатели детской суицидной смерт­ности в нашей стране остаются высокими.

Подростковый период является наиболее противоре­чивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными периодами жизненного пути человека. Его важность трудно переоценить - именно в этот период ребенок превращается в личность. Психологические исследования детей и подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики противоречивы: в одном случае, они способствуют в другом препятствуют оптимальному развитию лич­ности ребенка. Роль семьи в процессе социализации человека трудно недооценить. Именно семья вводит ребенка в общество. Ребенок же, под воздействием всей совокупности окружаю­щих стимулов, воспринимая их и перерабатывая по­ступающую информацию, формирует свою точку зрения, свое видение, свое отношение к миру. Взаимоотношения в семье, отношение к ребенку со сто­роны родителей могут сформировать позитивный взгляд ребенка на мир и самого себя в этом мире.

Рассказывает детский анестезиолог-реаниматолог Марина Романишко

В наше время нанотехнологических открытий и стремительного научного развития интернет является неотъемлемой частью жизни. Практически в каждом доме установлен компьютер или ноутбук, который значительно упрощает выполнение учебных задач. Это же порождает и ряд проблем для ребенка и ею семьи. Интернет-пространство включает в себя массу как положительно влияющих, так и отрицательных аспектов развития детей. При изучении проблемы было установлено, что самостоятельно занимаются в Интернете 75% детей и только 25% это делают под надзором родителей. Нередко, не получив пони­мания со стороны близких, поддержку, подросток ищет в сети Интернет. Там можно найти огромное количество сайтов, в которых выкладывается целый алгоритм действий, как уйти из жизни. Им дают готовый рецепт, а рядом нет взрослого друга, кото­рый может в этот момент протянуть руку помощи. У самоубийц нет многомерного понимания ситуации, на первом плане стоит уход от проблемы или жела­ние проучить обидчиков. 99% из тех ребят, которые замышляют суицид, очень хотят, чтобы их выслуша­ли, они хотят высказать все, что у них накопилось. Подросток дол­жен быть занят своим хобби, учебой, чтобы не сидеть подолгу и бескон­трольно в социальных сетях Интернета. Родители должны понимать, как реагирует ребенок на эту ин­формацию, способен ли адекватно ее воспринять. Если бы он был занят после школы своими интересами, скажем, занятиями спортом, художественным или музыкальным творчеством, у него меньше времени уходило бы на эти многочасовые сидения в Интернете или перед теле­визором, вредные для его здоровья.

Однако исключать из жизни ребенка Интернет — это не выход. Ребенок родился и растет в обществе, где умение владеть Интернетом сегодня просто необ­ходимо. В настоящее время современную школу трудно представить без «Электронного дневника» и «Электронных домашних заданий». Интернет, безус­ловно, полезное и нужное изобретение человечества, но для нормального развития ребенка, он не должен стать его основным времяпровождением.

По мнению специалистов только к 21 году в че­ловеке формируется в норме рефлекс самосохране­ния. До этого возраста эмоциональная сфера еще нестабильна

Психологический анализ конкретных суици­дальных ситуаций показывает, что суициденты обычно отличаются такими индивидуальными психо­логическими особенностями: ранимость, острота переживаний, склонность к самоана­лизу, застенчивость, повы­шенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склон­ность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость oт мнения окру­жающих, впечатлительность, неустойчивость на­строения, склонность к депрессии, неадекватная самооценка. Все эти особенности формируют психическое состояние, предрасполагающее к самоубийству.  

Среди наиболее эффективных путей в преодоле­нии детских и подростковых суицидов могут быть выделены следующие:

поддержание доверительных и доброжелательных взаимоотношений в семье

более внимательное отношение к ребенку, его настроению, мыслям

осуществление индивидуального подхода в образовании и воспитании детей

формирование здорового образа жизни

Телефон доверия, по которому Вы можете получить консультацию и  психологическую помощь в   Могилеве  

8-0222 47-31-61 (круглосуточно)

Республиканская  «Детская телефонная линия»

8-801-100-1611

Круглосуточная кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей - 8(0172) 247-32-32

Экстренная психологическая помощь для детей и подростков в Минске - 315-00-00 (круглосуточно)

Описание должно быть кратким, но информативным

Описание должно быть кратким, но информативным

Социальный ролик на тему детского суицида

Обработка видео...