Суицидальное поведение подростков
По данным Всемирной организации здраво-охранения, суицид является второй по частоте причиной смерти в подростковом и юношеском возрасте. Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего, от родителей, и у них только начинается процесс самоопределения, поэтому мысли о том, что можно совершить агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят им в голову. Но бывают и исключения: ежегодно, каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства

Подростковые и детские суициды в последнее время в мире являются одной из актуальных проблем. Несмотря на большое количество научных и популярных работ, посвященных указанной тематике, статистические показатели детской суицидной смертности в нашей стране остаются высокими.
Подростковый период является наиболее противоречивым и дисгармоничным по сравнению с другими возрастными периодами жизненного пути человека. Его важность трудно переоценить - именно в этот период ребенок превращается в личность. Психологические исследования детей и подростков показывают, что факторы, влияющие на становление детской психики противоречивы: в одном случае, они способствуют в другом препятствуют оптимальному развитию личности ребенка. Роль семьи в процессе социализации человека трудно недооценить. Именно семья вводит ребенка в общество. Ребенок же, под воздействием всей совокупности окружающих стимулов, воспринимая их и перерабатывая поступающую информацию, формирует свою точку зрения, свое видение, свое отношение к миру. Взаимоотношения в семье, отношение к ребенку со стороны родителей могут сформировать позитивный взгляд ребенка на мир и самого себя в этом мире.
Рассказывает детский анестезиолог-реаниматолог Марина Романишко
В наше время нанотехнологических открытий и стремительного научного развития интернет является неотъемлемой частью жизни. Практически в каждом доме установлен компьютер или ноутбук, который значительно упрощает выполнение учебных задач. Это же порождает и ряд проблем для ребенка и ею семьи. Интернет-пространство включает в себя массу как положительно влияющих, так и отрицательных аспектов развития детей. При изучении проблемы было установлено, что самостоятельно занимаются в Интернете 75% детей и только 25% это делают под надзором родителей. Нередко, не получив понимания со стороны близких, поддержку, подросток ищет в сети Интернет. Там можно найти огромное количество сайтов, в которых выкладывается целый алгоритм действий, как уйти из жизни. Им дают готовый рецепт, а рядом нет взрослого друга, который может в этот момент протянуть руку помощи. У самоубийц нет многомерного понимания ситуации, на первом плане стоит уход от проблемы или желание проучить обидчиков. 99% из тех ребят, которые замышляют суицид, очень хотят, чтобы их выслушали, они хотят высказать все, что у них накопилось. Подросток должен быть занят своим хобби, учебой, чтобы не сидеть подолгу и бесконтрольно в социальных сетях Интернета. Родители должны понимать, как реагирует ребенок на эту информацию, способен ли адекватно ее воспринять. Если бы он был занят после школы своими интересами, скажем, занятиями спортом, художественным или музыкальным творчеством, у него меньше времени уходило бы на эти многочасовые сидения в Интернете или перед телевизором, вредные для его здоровья.
Однако исключать из жизни ребенка Интернет — это не выход. Ребенок родился и растет в обществе, где умение владеть Интернетом сегодня просто необходимо. В настоящее время современную школу трудно представить без «Электронного дневника» и «Электронных домашних заданий». Интернет, безусловно, полезное и нужное изобретение человечества, но для нормального развития ребенка, он не должен стать его основным времяпровождением.
По мнению специалистов только к 21 году в человеке формируется в норме рефлекс самосохранения. До этого возраста эмоциональная сфера еще нестабильна
Психологический анализ конкретных суицидальных ситуаций показывает, что суициденты обычно отличаются такими индивидуальными психологическими особенностями: ранимость, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы, неуверенность в себе, зависимость oт мнения окружающих, впечатлительность, неустойчивость настроения, склонность к депрессии, неадекватная самооценка. Все эти особенности формируют психическое состояние, предрасполагающее к самоубийству.
Среди наиболее эффективных путей в преодолении детских и подростковых суицидов могут быть выделены следующие:
поддержание доверительных и доброжелательных взаимоотношений в семье
более внимательное отношение к ребенку, его настроению, мыслям
осуществление индивидуального подхода в образовании и воспитании детей
формирование здорового образа жизни

Телефон доверия, по которому Вы можете получить консультацию и психологическую помощь в Могилеве
8-0222 71-11-61 (круглосуточно)
Республиканская «Детская телефонная линия»
8-801-100-1611
Круглосуточная кризисная телефонная информационная линия по проблемам семьи и детей Минского городского центра социального обслуживания семьи и детей - 8(0172) 247-32-32
Социальный ролик на тему детского суицида
Обработка видео...